Rambler`s Top100
Тема дня
 19 декабря 2001 г.
Совместно с NEWSru.com
Ракетная оборона в США и России:
нельзя, но очень хочется

Проблема сохранения договора по ПРО находится в центре внимания с января 1999 года, когда администрация США предложила России рассмотреть возможность внесения поправок в этот договор.

Это предложение означало отход от многолетней официальной позиции демократической администрации президента Клинтона, заключавшейся в том, что договор по ПРО должен быть сохранен в его нынешнем виде.

В настоящее время новая республиканская администрация Джорджа Буша окончательно решила, что новая ПРО будет. Теперь на политическом уровне идея создания противоракетной обороны пользуется безусловной поддержкой, и дискуссия в основном ведется по поводу темпов ее развертывания.

Ограниченная оборона


Два года назад позиция администрации США изменилась под влиянием многих факторов, основным из которых стала возросшая поддержка планов создания противоракетной обороны со стороны Конгресса.

Кроме того, планы создания национальной системы ПРО оказалась весьма популярны и в американском обществе в целом.

Сторонники создания противоракетных систем в США основывают свои аргументы на трех основных положениях.

Первый довод: считается, что создание системы ПРО территории страны ? это единственный реальный способ обезопасить США от угрозы, которую могут представлять собой так называемые "государства-изгои" (Ирак, Северная Корея, Ливия и др.)

Американцы считают, что отношения с подобными странами не могут быть построены на принципе сдерживания. Соответственно, в случае приобретения ими оружия массового уничтожения и межконтинентальных средств его доставки США будут вынуждены полагаться на средства ПРО для противостояния угрозе.

Второй довод в поддержку программы ПРО заключается в том, что технология, которой США обладают в настоящее время, позволяет создать противоракетную оборону, способную уже сегодня эффективно противостоять ограниченной ракетной атаке.

Многие технические эксперты оспаривают этот аргумент, однако данная точка зрения остается преобладающей. При этом соображения стоимости создания системы практически не принимаются в расчет.

Третий довод непосредственно связан с Россией. Считается, что система ПРО, создание которой планируется в настоящее время, не сможет изменить стратегического баланса между Россией и США и, соответственно, не направлена против России.

Соответственно, возражения России против пересмотра положений договора по ПРО, как правило, не находят понимания в Соединенных Штатах. Более того, позиция России, настаивающей на сохранении договора по ПРО, все чаще воспринимается как попытка ограничить суверенитет США в вопросе, который они, справедливо или нет, считают исключительно важным для обеспечения национальной безопасности.

В отличие от ситуации прошлых лет план создания противоракетной обороны территории страны сегодня пользуется поддержкой обеих крупнейших американских партий. Такое положение дел сложилось во многом благодаря деятельности специальной комиссии Конгресса (комиссия Рамсфелда ? ныне министра обороны США), призванной оценить реальность угрозы со стороны третьих стран.

В заключении, которое комиссия представила в июле 1998 года, утверждалось, что угроза со стороны баллистических ракет может появиться гораздо быстрее, чем считалось ранее. Вскоре после публикации доклада комиссии Северная Корея осуществила испытательный пуск ракеты большой дальности, который послужил наглядным подтверждением справедливости выводов комиссии и дал сторонникам противоракетной обороны очень сильный аргумент в пользу скорейшего начала работ по развертыванию системы ПРО.

Несомненно, в США существует и оппозиция планам развертывания противоракетной обороны. Однако реального политического влияния, способного предотвратить реализацию программы ПРО, эта оппозиция сегодня практически не имеет.

Именно этим сегодняшняя ситуация отличается от той, которая характеризовала дебаты о противоракетной обороне в конце шестидесятых или в середине восьмидесятых годов, и возражения российской стороны вряд ли смогут каким-либо образом повлиять на принятие решения о развертывании противоракетной обороны или о выходе из договора по ПРО.

Эксперты считают, что если что и сможет изменить отношение США к планам развертывания ПРО, так это высокая стоимость системы, неспособность ПРО противостоять мерам противодействия, а также реальная угроза того, что развертывание противоракетной системы приведет к увеличению, а не к уменьшению ракетной угрозы.

Никаких поправок


В России предложение о внесении поправок в договор по ПРО было встречено крайне негативно. Практически во всех комментариях официальных представителей российского правительства подчеркивалось, что Россия продолжает настаивать на соблюдении договора по ПРО в том виде, в котором он существует сегодня.

Возражения России неоднократно озвучивались как официальными представителями, так и независимыми экспертами. Основной аргумент против начала каких-либо переговоров о модификации договора заключается в том, что такая модификация неизбежно затронет наиболее существенные положения договора и лишит его способности ограничивать развитие противоракетных систем, способных повлиять на стратегический баланс.

Россия настаивает, что какой бы ограниченной ни была противоракетная система, призванная обеспечить оборону территории страны, она будет составлять базу для развертывания более плотной системы ПРО.

В России с недоверием отнеслись к аргументам, выдвигаемым США в пользу создания ограниченной противоракетной обороны.

Самое большое сомнение вызывают заверения в том, что создаваемая система ПРО не направлена против России. В условиях, когда США и Россия вовлечены в процесс сокращения стратегических наступательных вооружений, даже обладающая ограниченными возможностями система может, по мнению российских экспертов и официальных лиц, заметно повлиять на стратегический баланс.

Затем, сомнению подвергается мнение о том, что страны третьего мира смогут в течение нескольких лет создать межконтинентальные ракеты, способные достичь территории США.

Ждать ли конкретных шагов


Несмотря на достаточно сильные возражения против внесения изменений в договор по ПРО, представители российского правительства до сих пор ограничиваются заявлениями, хотя и достаточно жесткими.

К разряду заявлений, сделанных Россией, относится внесение на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН проекта резолюции, подвергающей критике планы США в области создания противоракетной обороны и их намерение выйти из договора по ПРО.

С точки зрения практических действий, российское правительство и Государственная Дума вели себя так, как если бы предложения о пересмотре договора по ПРО не существует.

Существенным моментов является еще и то, что, несмотря на то, что Россия отказывается от попыток внесения изменений в договор по ПРО, формально этот отказ достаточно сложно реализовать.

В соответствии со статьей XIII договора по ПРО, любая из сторон может предлагать поправки к договору. Таким образом, России в любом случае не удастся отказаться от обсуждения предложений США, хотя, конечно, она вправе их не принимать.


Архив
История ПРО это:
соглашения о смерти
Что значит ПРО для Америки:
и как США ее создавали
Реакция из Москвы:
нам ничего не угрожает
Что такое НАТО:
от полюса до Тропика Рака
Отношения России и НАТО:
а СССР хотел вступить
Биография Дональда Рамсфелда:
он все и затеял
Ракет будет меньше:
и даже без договоров. Почему?
Галерея карикатур