Rambler`s Top100
Тема дня
 27 декабря 2000 г.
Совместно с NEWSru.com
Заграничная теория:
как же они там живут?

Существуют три основные модели финансирования политических партий:

  • Модель жесткого государственного регулирования
  • Модель смешанного регулирования
  • Модель государственного невмешательства
. Демократическая политическая система должна обеспечить равенство влияния различных политических сил и предоставить равные возможности как можно более широкому числу представителей политического спектра.

Теоретически выборы есть соревнование идей, а не соревнование ресурсов. Таким образом, многопартийная политическая система именно поэтому должна быть основана на предоставлении значительных финансовых ресурсов политическим партиям.

Однако в любой системе финансирования политических партий неизбежно встают следующие спорные вопросы:

  • Критерии распределения бюджетных средств: на основе чего следует распределять деньги налогоплательщиков между различными политическими партиями?
  • Следует ли разрешать частное финансирование политических партий?
  • Прозрачность и подотчетность: какие меры предосторожности следует принять, чтобы политические партии не стали зависеть от тех людей и организаций, которые финансируют деятельность партий?


Финансирование политических партий


Основные источники финансирования политических партий можно разделить на:

  • Государственные
  • Частные
  • Иностранные


Государственное финансирование политических партий


В развитых странах широко распространена идея о том, государство обязано поддерживать малые партии как на выборах, так и в их ежедневной деятельности.

Так что, с одной стороны, госфинансирование уменьшает зависимость партий от частных источников, с другой же ? государству, а значит, и нам, налогоплательщикам, проведение выборов и политическая жизнь начинает обходиться слишком дорого.

Первый вопрос в госфинансировании политических партий: что именно следует поддерживать. В основном, в развитых странах государство не финансирует ежедневную деятельность политических партий, например, содержание региональных отделений партий.

ФОТО1 В большинстве развитых стран госфинансирование предоставляется партиям только в качестве поддержки их предвыборной деятельности.

Фактически, такое финансирование ограничивает презентативность партий, так как увеличивает зависимость ежедневной деятельности партий от частных источников. Соответственно, интересы богатых представлены на политической арене лучше, чем интересы бедных.

Второй вопрос заключается в том, должны ли политические партии получать деньги от государства. Проблемы здесь следующие:

- следует ли государству финансировать только партии, представленные в парламенте, или все партии без исключения?
- следует ли финансировать независимых (внепартийных) кандидатов?
- по каким критериям определяется список финансируемых партий: количество членов, количество членов парламента от партии, число голосов на выборах.

Российский законопроект выбирает за основу последний критерий. На самом деле, вопрос этот очень сложен. Например, что делать с малыми партиями, которые находятся на краю политического спектра?

ФОТО2 Третий вопрос государственного финансирования ? как распределять средства. Должен ли этот процесс основываться на числе мест в парламенте, результатах опросов или на том, сколько денег партия получает из частных источников.

Четвертый вопрос ? это соотношение государственных и частных средств, получаемых партией.

Существует, однако, и более дешевый для государства способ финансирования партий. Это так называемое косвенное финансирование ? налоговые льготы, разрешение частным донорам вычитать из налогооблагаемой базы пожертвования партиям или приказ частным и государственным вещателям предоставлять партиям эфир для пропаганды своих взглядов.

Частное финансирование


Большинство развитых стран разрешают частное финансирование партий.

Однако поскольку частные дарители могут таким образом влиять на политику, возникает необходимость государственного регулирования этого источника.

Здесь приняты различные режимы и ограничения. Например, в некоторых странах ограничивается число дарителей, в других ? ограничивается размер максимального пожертвования.

Кроме того, может практиковаться запрет на анонимные пожертвования или пожертвования от профсоюзов, общественных фондов или казино.

Основной общий критерий здесь следующий ? даритель не должен обладать собственной политической идеологией и/или иметь выраженные политические интересы.


Архив
Что будет с нашими партиями:
выживут сильнейшие
Российские партии сегодня:
молодые и маленькие
Все партии России:
оцените разнообразие
Заграничная практика:
ошейник демократии
Версия ответчика:
Версия ответчика:
Галерея карикатур